Помните, у Александра Пушкина в "Евгении Онегине":
Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бъет.
Истомина - русская балерина, ровесница А.С. Пушкина. Авдотья Ильинична Истомина родилась в 1799 году, училась в Петербургской балетной школе сначала в классе Сазоновой, потом у Дидло. Еще будучи ученицей, она уже выступала на сцене императорского театра, а по окончании школы заняла в труппе ведущее положение. Это было время, когда Дидло ставил здесь свои балеты в духе раннего романтизма.
В Истомину Пушкин в ту пору был влюблен как все, т. е. увлеченно включился в общую погоню за очаровательной нимфой. Он, вероятно, изобразил и себя, недавнего школьника, когда уже в 1820 году писал "Мои замечания об русском театре": " Перед началом оперы, трагедии, балета молодой человек гуляет по всем десяти рядам кресел, ходит по всем ногам, разговаривает со всеми знакомыми и незнакомыми. "Откуда ты?" - "От Сем...(еновой), от Сосн...(ицкой), от Кол... (осовой). - "Как ты счастлив!" - "Сегодня она поет - она играет, она танцует - похлопаем ей - вызовем ее! Она так мила! у ней такие глаза! такая ножка! Такой талант!... - Занавес подымается. Молодой человек, его приятели, переходя с место на место, восхищаются и хлопают. Не хочу здесь обвинять пылкую, ветреную молодость, знаю, что она требует снисходительности".
В ту пору, в 1817-1818 г. г., Истомина была еще актрисой начинающей, хотя и многообещающей. Она уже блистала в балетах Дидло, изобиловавших особыми воздушными эффектами: он по существу изобрел полеты на сцене ("летит как пух из уст Эола"), которые стали не просто трюками, а выражением новой балетной поэтики. Эти эффекты очаровали патриарха русской поэзии Г. Р. Державина, который присутствовал на балете Дидло "Зефир и Флора" в 1808 году и выразил переполнявшие его ощущения в следующих строках:
Что за призраки прелестны, Легки, светлы существа, Сонм эфирный, сонм небесный. Тени, лица божества В неописанном восторге Мой лелеют, нежат дух? Не богов ли я в чертоге?
Первым выступлением на петербургской сцене была Галатея в балете Дидло «Ацис и Галатея». Впоследствии она танцевала и комические, и драматические роли: Лизу в «Тщетной предосторожности», Луизу в «Дезертире», Людмилу в «Руслане и Людмиле», Черкешенку в «Кавказском пленнике» и т. д. Увлекали ее и роли трагедийные.
Ее описывали как брюнетку невысокогого роста, с черными огненными глазами и восхитительными темными ресницами, которые могли сообщать ее взору и томность. При этом особую эротическую привлекательность Истоминой придавала пленительная округлость форм. Ее сравнивали с богиней плодов Помоной. Для балерины некоторая склонность к полноте опасна, но в пору юности она ее, в глазах поклонников, и украшает.
Поэтический стиль танца Истоминой, психологическая достоверность образов, создаваемых ею, позволяют считать ее первой русской балериной зарождающегося тогда романтического направления.
Примерно в 1830 году из-за болезни ног Истомина перешла на амплуа мимической актрисы, а в 1836 году оставила сцену.
Тамара Платоновна Карсавина (1885-1978), русская балерина начала 20-го века.
Имя выдающейся русской балерины Тамары Карсавиной связано с именем великого танцовщика и балетмейстера М.М. Фокина. Это была изумительная пара, потрясавшая любителей балета изяществом, грацией, артистизмом, темпераментом, красотой поз и движений. Танцуя в "Русских сезонах", Карсавина стала первой главной исполнительницей многих фокинских постановок: балетов "Жар-птица" и "Петрушка" Стравинского, "Тамара" на музыку Балакирева, "Золотой петушок" Римского-Корсакова.
После 1915 года Карсавина отказывается танцевать балеты Фокина, как мешающие ей исполнять «чистую» классику.
Покинув Россию, с июля 1918 года Карсавина живет в Лондоне и работает в Русском балете Дягилева.
Тамара Карсавина ушла со сцены в 1931 году. Занимая почетную должность вице-президента британской Королевской Академии танца, возобновляла балеты Фокина в различных труппах, занималась репетиторской деятельностью. В 1956 году вышла ее книга «Балетная техника», позже воспоминания Карсавиной — «Театральная улица». 26 мая 1978 года ее не стало.
Анна Павловна Павлова (1881-1931), русская балерина начала 20-го века.
Окончила Анна Павлова Петербургское театральное училище и была принята в Мариинский театр, где стала ведущей танцовщицей труппы.
В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для неё хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, ставшую впоследствии одним из символов русского балета ХХ века.
В 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913-1914 в России). Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.
Позже Анна Павлова обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась, но для своих зрителей во всём мире она всегда была и оставалась «русской балериной». Ведь творческий облик Павловой сложился на русской сцене. В своих многочисленных концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечественного искусства.
Скончалась Анна Павлова в Голландии, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в Лондоне. По легенде, последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя!»
Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.
Павловой посвящены балет "Моя Павлова", художественный кинофильм "Анна Павлова", документальный фильм "Анна Павлова".