Как пользоваться Поиском

поиск по сайту
логин

пароль

регистрация     
забыли пароль?

Помощь сайту

Вопросы » Учительская » Патриотизм лайт. Альберт Зеличёнок, учитель, Казань

Патриотизм лайт. Альберт Зеличёнок, учитель, Казань

создана: 28.04.2014 в 22:51
................................................

 ( +13 ) 

:

28 апреля 2014, 18:33

Патриотизм лайт

Сейчас, когда «любить страну» снова вошло в тренд, самое время, по-моему, поговорить о патриотизме как социальном феномене. Лично меня как учителя, в первую очередь, интересует «педагогическая составляющая» этого понятия.

Если присмотреться к данному общественному явлению, то нетрудно выделить два основных вида его представителей. Патриот первого типа исходит из следующего изначального положения: эта страна — моя, значит, она самая лучшая в мире. Патриот второго типа считает: моя страна должна быть лучшей. Очевидно, это далеко не то же самое.

Понятно, что любителям Отечества, относящимся к первой разновидности, живётся несравненно легче. Всё, что творится в стране, вызывает у них чувство невероятной гордости. Действительность прекрасна, и настроение — вот такое! Им не нужно вслушиваться в текст, произносимый диктором ТВ, главное — чтобы тон реляций звучал победно. И если все болезни — действительно, от нервов, то эти люди будут жить триста лет, пока не рассыплются в песочек, увеличив плодородный слой российской почвы. Думается, будет правильно назвать данный сорт патриотизма «лёгким».

Патриоты второго типа («тяжёлого») — люди въедливые и неприятные. Они высматривают, вынюхивают, ищут, что на родине не так, как, с их противной точки зрения, конечно. Лезут в дела руководства; советуют, когда их никто не просил. Причём советы одних из этих не похожи на советы других; чтобы разобраться в них, думать надо, а это — вообще занятие утомительное и обременительное, для начальства вовсе необязательное. Корчат надоедливые людишки из себя главных радетелей общественной пользы. Носом землю роют. А кто ищет, тот, как известно, всегда грязь найдёт. Конечно, спасибо за это никто не скажет, а, напротив, уволят, посадят под домашний — в лучшем случае — арест, блог закроют. Ну и, как следствие ненормативного образа жизни, стрессы, разные хронические заболевания. И маршируют они в поликлинику, а там, конечно... всё прекрасно, как и во всех сферах российского бытия. В принципе, и тут могли бы, например, спокойно и с достоинством пережить... или не пережить... Однако «тяжёлые» патриоты, естественно, происходящее толкуют в дурном смысле, и их личная компания злопыхательства и очернительства идёт на новый круг.

Безусловно, патриотическое воспитание — необходимая составная часть общего процесса воспитания гражданина. И трудно отрицать, что растить патриотов лайт гораздо проще и дешевле. И дело это благодарное: так приятно видеть, как в очах юной особи зажигается социальный оптимизм, а щёчки окрашиваются румянцем лёгкого смущения от принадлежности к народу самой замечательной страны! Будучи учителем, данный процесс наблюдаю профессиональным, так сказать, взглядом. И план действий очевиден. Во-первых, следует разработать единый взгляд на историю и соответствующую линию учебников, в которых язвы любезного отечества именовались бы именовались недостатками внешности, палачи — эффективными менеджерами, преступления — историческими преобразованиями, поражения — победами (или, в крайнем случае, ничьими с нашим преимуществом), а паническое бегство — тактическим отступлением с сопутствующим героическим сопротивлением. Во-вторых, нужно максимально загрузить классных руководителей: пусть организуют политинформации и культпоходы в правильные места. И дети будут рады. Ничто так не сплачивает класс и не вызывает столь живой реакции учащихся, как проведение всякой чуши вместо уроков. В-третьих, надо телевидение превратить в орган пропаганды, и вести её активно, агрессивно, наступательно, без особенно глубоких аргументов, зато с яркой убедительной «картинкой». Чай, не впервой. И молодёжь это, кажется, любит. Причём не надо бояться откровенно врать — опровержений в Интернете или газете всё равно никто не замечает... а подрастающее поколение и вовсе не читает... И, конечно, периодически стоит напоминать подрастающему поколению, что мы — центр мировой культуры и в кольце завистливых врагов. Родина в глазах детей и юношества мгновенно предстаёт в любимом с детства образе Золушки, которую обижают злые сводные сёстры, а каждый человек доброй воли должен защищать. Если всё сработает, то и в армию дети пойдут с восторгом. Возможно.

То есть взращивание патриотов лайт нетрудно поставить на поток. Уж с нашим-то опытом!.. И «лёгкие» патриоты куда приятнее и даже полезнее государству — по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Ибо оптимистичны, благодарны, всегда готовы на соучастие в спущенных свыше инициативах — по крайней мере, в не слишком трудоёмких и не требующих существенных финансовых вливаний со стороны рядовых исполнителей. А уж если красную курточку или там отгул дадут... И сделать их счастливыми нетрудно: достаточно показать президента «без верха» или разрешить с премьером сфотографироваться. Лишь небольшая победоносная война способна поднять их настроение ещё выше. Макиавелли с Геббельсом и Сурков с Фиделем Кастро не дадут мне соврать.

Только вот в чём дело... Человеческое сознание — штука сложная, и всё в нём взаимосвязано. Невозможно устроить так, чтобы в общественно-политической ипостаси субъект информацию воспринимал некритично, а в профессиональной деятельности был склонен к анализу и синтезу. Нет уж — либо человек (а молодой — в особенности) стремится во всём разобраться собственным умом и задаёт — себе, учителю, любому начальству вообще, Вселенной, Богу — «неудобные» вопросы, либо он декламацию и пропаганду власти предержащей принимает «на веру» и «на ура», но тогда в обучении тоже будет лишь пассивным объектом, а на работе — безынициативным исполнителем. Только так — и никак иначе. А исполнитель — это, конечно, тоже полезно, но науку, технику и производство двигают вперёд лишь те, кто способен разрешать сложные проблемы, а это немыслимо без умения глубоко и смело анализировать.

И ещё одно. Любой стране необходима время от времени перестройка, то есть серьёзная ломка устоявшихся общественных отношений, существенные изменения в идеологии, политике... даже в экономике. И вот тут патриоты лайт неизбежно оказываются в числе реакционеров и консерваторов. Согласитесь — это логично. Ибо незачем перетряхивать страну, в которой и без того всё прекрасно. Как лучшее — враг хорошего, так и они неизбежно оказываются врагами всего передового, прогрессивного, нового. И, действуя превентивно, они неминуемо и всегда противостоят любому и всякому вольнодумству. Во всех областях — от искусства до религии.

Вот я и думаю: помимо того, что быть супостатами либерализма и прогресса в принципе неприлично, так ли уж восхитительно, что в ретроградов превращают молодых, которым, по всем меркам и критериям, полагается в массе своей (если исключить из рассмотрения особые учебные заведения казарменно-тюремного типа) быть ниспровергателями, адептами личной и общественной свободы и мечтателями?! Воля ваша, господа, но это не просто нехорошо и неосмотрительно — это ужасно!..

И вот здесь снова всплывает тема различия между понятиями страны и государства (о чём я уже писал). Государство, в конечном счёте, живёт сегодняшним днём или очень близкой перспективой, и потому ему выгодно плодить розовощёких, со стальным блеском в очах особей, преданных текущему по времени вождю, не задумывающихся над фундаментальными проблемами бытия и не задающих лишних вопросов. Но для внутреннего здоровья страны, для её сравнительно отдалённого будущего нужны совсем иные люди, не боящиеся «проклятых» вопросов, любящие своё отечество, но глядящие на него трезвым взглядом и видящие её язвы. Ибо, если болезнь долго не лечить, организм может и не выдержать уверенности в собственной неуязвимости.

И вот тогда...

28.04.2014    

Альберт Зеличёнок  учитель, Казань

 ( +13 ) 
29.04.2014 00:13
Комментировать

ШКОЛА СТРОГОГО РЕЖИМА 23 января 2014, 22:26

http://echo.msk.ru/blog/gengar/

Хочу написать ответ